Как психолог справляется с переживаниями?

В своей работе психолог довольно часто сталкивается с тяжелыми переживаниями. Как сохранять при этом душевное равновесие?

Очевидно, что, если клиент и психолог будут сидеть и плакать вместе, погрузившись в печаль, или наоборот всеми силами игнорировать нахлынувшие чувства, это не принесет много пользы. Клиент хочет видеть рядом устойчивого и внимательного попутчика, который поможет пройти через эмоциональный шторм. Обычно на консультацию приносят те эмоции, которым по какой-то причине нет места в реальной жизни, и задача специалиста обеспечить их безопасное выражение и проживание.

Для этого психолог должен выработать и укрепить в себе следующие ниндзя-навыки:

Хорошая осведомленность о своем внутреннем мире.

Для того, чтобы быть проводником в чужом внутреннем мире, психолог прежде всего должен прекрасно ориентироваться в своем. Если он плохо различает собственные переживания и не решается заглядывать в самые темные уголки своего внутреннего пространства, то и с клиентом будет не замечать и упускать многие моменты.

Например, игнорировать его злость, если психологу самому страшно и неуютно встречаться с агрессией. Это не значит, что психолог не имеет права поддаться эмоциям или не справиться со своим состоянием. Это значит, что он умеет обращаться с подобными проявлениями так, чтобы это не было разрушительным для него и окружающих. Развить это умение отлично помогает личная терапия.

Контейнирование.

Самым важным навыком является способность «контейнировать» эмоции. Простым языком это означает умение выдерживать любые всплески чувств, не заражаясь ими. Оставаться устойчивым и спокойным, давая место для их проявления. Это умение находиться рядом, не пытаясь насильно выдернуть клиента из его переживаний и что-то с ними сделать, умение не разрывать контакт и не отворачиваться, даже если эмоции клиента слишком сильны и болезненны.

Это умение точно распознавать и проживать в подходящем ритме любые чувства. Принимая себя и клиента в любом эмоциональном состоянии, психологи дают опыт, как можно не стыдиться и не пугаться своих чувств. Спектр эмоций может быть очень широким, но все они имеют право на существование и заслуживают внимания. Мы живые, а значит нормально радоваться, когда счастлив, печалиться, когда произошло что-то грустное, бояться, когда страшно и злиться, когда что-то справедливо вызывает гнев.

Умение замечать и анализировать.

Психологи крайне внимательны к нюансам. Они стараются замечать малейшие изменения в состоянии клиента и своем собственном состоянии, что позволяет посмотреть на ситуацию под другим углом и увидеть неожиданные взаимосвязи. Так становится понятно, что все в нашем внутреннем мире происходит не просто так, а имеет свое назначение.

Если попытаться сосредоточиться на том, какое послание пытается донести то или иное проявление, на что оно заставляет обратить внимание или от чего отвлекает, то любые состояния обретут подходящее место и время и снизят свою интенсивность. Клиент сможет заметить, что внутри него живет не только боль, но и надежда, а тревога на самом деле позволяет уберечь свои ценности. Это своего рода умение рассмотреть происходящее «с высоты птичьего полета», а так ведь проще найти выход из любого самого запутанного лабиринта.

Умение сохранять границы.

Очень важное умение – разделять свои и чужие эмоции. Психологу приходится удерживать внимание сразу на трех аспектах: что происходит с клиентом, с ним самим и между ними, в их отношениях. Это не так просто, как кажется, и требует постоянной включенности и очень хорошей внутренней опоры. Психолог должен оставаться достаточно открытым, чтобы клиент мог ему доверять, и при этом достаточно надежным, чтобы клиент мог на него опираться. Я называю это умением быть «вместе», но не «вместо».

В жизни мы часто выстраиваем отношения по типу полного слияния (поглощения и контроля) или полной независимости (безразличия или противостояния). Психолог же может оставаться рядом, но при этом четко давать понять, что он отдельная личность. Искренне интересоваться и соприсутствовать, но разделять ответственность и не скатываться в «спасательство», помогая тем самым клиенту выстраивать границы и собственную внутреннюю опору.

Прокрутить вверх