Вопрос о том, как психологу обходиться с негативными комментариями клиентов.

Расскажу, с какими трудностями можно столкнуться в работе психолога и какие она открывает возможности.
Ответ психолога

Психолог обязан обеспечить клиенту конфиденциальность. Это один из ключевых принципов работы.

В свою очередь клиент имеет больше свободы в том, чтобы делиться тем, что происходит на встречах.

Поскольку работа зачастую предполагает исследование трудных и болезненных переживаний, клиенту не всегда легко с ними справиться.

Бывает и так, что источником этих трудностей клиент “назначает” психолога.

Как можно предотвратить ситуацию?

Если есть риск возникновения подобной ситуации (а он есть почти всегда), то было бы здорово проговорить правила ее решения еще до того, как она случилась. Как психолог, в начале работы я бы обязательно предупредила клиента о том, что в процессе он может испытывать различные негативные чувства, в том числе и по отношению ко мне.

Первым шагом к тому, чтобы с ними успешно справиться, будет договоренность смело и честно делиться ими на сессии. Это может быть трудно, ведь не каждый решится высказать что-то негативное в лицо другому человеку. Сделать это опосредованно, например в интернете, куда проще. Но я точно готова выслушать позицию клиента и поделиться в ответ своим взглядом. Скорее всего, в диалоге мы найдем решение и разберемся с тем, что не устраивает.

Вторым шагом я бы напомнила клиенту, что если в какой-то момент у него возникнут сомнения в моем профессионализме или то, что я делаю, станет неприемлемым, а обсудить это в диалоге со мной клиент по каким-то причинам не захочет или не сможет, то у него есть возможность обратиться в этический комитет за разбирательством случая и оценкой моих действий. На данный момент в нашей стране нет такого централизованного органа, но почти каждый психолог состоит в какой-то лиге, ассоциации, профессиональном сообществе, которое может в этом помочь.

Третьим шагом я попросила бы клиента в таких ситуациях стараться отделять эмоции от фактов и помнить, что у любого действия есть последствия. Обвиняя в чем то другого человека, мы должны руководствоваться фактическими доказательствами, а не нашими эмоциями. Я готова принимать и разделять его чувства, но буду использовать любые разрешенные законом меры для защиты своей репутации, если она будет безосновательно опорочена.

Но это все меры, которые можно предпринять до возникновения реального прецедента.

Что делать, когда все уже случилось?

В первую очередь, я бы проанализировала и прожила свои эмоции по этому поводу. Постаралась бы не идти у чувств на поводу, а внимательно проанализировала бы, насколько серьезно это обсуждение может мне навредить. Принимать любые решения лучше с холодной головой. Если это несерьезный флуд, то проще никак не реагировать. Если же это может принести реальный вред, то необходимо понять, как можно себя защитить.

Я постараюсь наладить диалог. Приватно задам клиенту вопрос, для чего именно он решил вынести обсуждение на широкую аудиторию, вместо того, чтобы обсудить ситуацию лично со мной на сессиях? Почему он не обратился в контролирующие профессиональные сообщества? Какие у этого поступка причины и цели? Понимает ли он последствия и чего хочет этим добиться? Основывается ли он на фактах или просто хочет отреагировать эмоции и получить поддержку? Как я могу помочь в том, чтобы разобраться в этой ситуации?

Не буду оправдываться, поскольку уверена в своем профессионализме, напомню, что у меня есть право защищать свою репутацию. Обратила бы внимание клиента на то, что у таких действий могут быть последствия, ведь он просто может не до конца понимать, насколько его решения отражаются на чужой жизни. Скажу, что если поступки необоснованно и неоправданно будут причинять вред, а он не будет готов обсуждать эти проблемы в диалоге со мной или теми, кто компетентен в оценке моего профессионального уровня, то я использую любые законные и экологичные способы, чтобы защитить свои границы.

Как реагировать в публичном пространстве?

Очень важно подобрать правильный тон таких вопросов и высказываний, ведь клиент может расценить это как обвинение, и тем самым конфликт лишь усугубится. Я хотела бы донести, что клиент имеет право на любые переживания и любое собственное мнение о моей работе. Как психолог, я готова и умею это выдерживать и оставаться рядом, ведь правда хочу разобраться и помочь. Я спокойно отношусь к тому, что работа может не сложиться. Могу что-то упустить, не заметить, не знать, но напомнила бы клиенту, что никогда не причиню ему боль намеренно.

В самом обсуждении скорее всего никак не поучаствую, но возможно ограничусь ссылкой на свою публичную работу (сайт, форумы). Так другие пользователи самостоятельно смогут сделать вывод о моем профессионализме. Если ситуация сильно вышла бы из под контроля, возможно опубликовала бы пост со своей лаконичной позицией по поводу происходящего, чтобы у всех была возможность услышать вторую сторону.

Прокрутить вверх